Репрессии в СССР
История Карлага НКВД
Караганда и Карлаг НКВД
Свидетельства
Списки Карлага
Имена

Караганда и Карлаг НКВД

Без права на забвение


Великое переселение народов
Чтение документов, которые отражают давние события и сравнительно недавно стали публиковаться в печати, вызывает волнение и горечь. Постановление ЦИК и СНК от первого февраля 1930 года объявляет «борьбу с кулачеством», в ходе которого началось массовое выселение крестьянских семей из родных мест. Чаще всего местом ссылки становились Сибирь и Казахстан. Где перенаселенность и подорванное под корень сельское хозяйство спровоцировали голод и смерть тысяч «новоселов» и коренных степняков.

Позже появились новые директивы: в 1936 году - о переселении в Казахстан поляков, как «неблагонадежных», в 1937 году – о «выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», в 1938 году - о переселении иранцев, армян, курдов, турок.

Новая волна «великого переселения народов» последовала в годы войны. В августе 1941 года была упразднена немецкая автономная область в Поволжье, в сентябре того же года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) предписано разместить немцев с Поволжья в Казахстане, а затем сюда же шли эшелоны с немцами Украины, Кавказа, других республик. В 1943 году началось освобождение оккупированных территорий, были изгнаны из родных мест калмыки, чеченцы, ингуши, в 1944 году - после освобождения Крыма были выселены татары, греки, болгары.

Выселение коренных жителей из Прибалтики, начавшееся в сороковые годы, продолжалось вплоть до 1953 года, до смерти Сталина. По самым скромным цифрам (так как точного учета просто не велось) с начала 30-х годов до середины 50-х депортации подверглись 15 народов и более 40 народностей. Всего же родины лишились за эти жестокие годы более 3,5 миллиона человек. Это тоже приблизительная цифрв, потому что по данным охранных служб НКВД, в первые годы жизни на новом месте из-за неустроенности быта, голода и холода, издевательств и непосильной работы смертность среди переселенцев составляла более 27 процентов.

...В 1954 году было принято постановление о снятии с учета спецпереселенцев. В 1956 году издан указ о снятии ограничений по спецпереселениям крымских татар и других народностей, высланных в годы войны с Кавказа. Аналогичные шаги по «послаблению» были сделаны и для прибалтов, немцев, других категорий спецпереселенцев.

Но вчитайтесь в строчки документов того времени. Они тоже свидетельствуют о многом. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года говорится: «... Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении (далее следует перечень народностей) в дальнейшем не вызываются необходимостью, постановить:
первое: - ...снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД...
Второе: установить, что снятие ограничения... не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены».

По долгу памяти
Между памятью и долгом есть незримая нить, которая связывает годы и судьбы, прошлое и настоящее. В 90-е годы произошел настоящий всплеск общественного покаяния перед людьми, переживших несправедливость репрессий в изгнании, в лагерных зонах ГУЛАГа, в трудовой армии и спецпоселениях. Поскольку пострадали народы всех бывших республик советского Союза, то в новых суверенных государствах почти одновременно были приняты нормативные акты о политической реабилитации и правовой защите пострадавших в годы репрессий.

В числе первых в этой международной акции был и Казахстан.
14 апреля 1993 года принят закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Позже появились новые законодательные акты, они обеспечивали моральную и материальную поддержку бывшим репрессированным, в числе которых были даже дети.

В 1997 году в законе «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О реабилитации» были сделаны существенные поправки. Так, «...в случае отсутствия (в связи с их уничтожением) документов, подтверждающих применение политических репрессий в виде изгнания из страны, удаления из мест проживания или районов обитания (ссылки или высылки), направления на спецпоселения, основанием для признания факта применения репрессий является установление физического проживания лиц на территории Казахстана вследствие репрессивных акций». Благодаря этому документу смогли получить статус жертв репрессий все казахстанские корейцы, не имевшие свидетельств о депортации с дальнего Востока, а также немецкие трудармейцы, другие национальные диаспоры.

Свою роль сыграл и закон о специальных государственных пособиях в РК № 365 от 05.04. 1999 г., которым было подтверждено право на получение адресного пособия лицами «подвергшимися необоснованным репрессиям в виде заключения под стражу, лишения свободы, привлечения к принудительному труду в условиях ограниченной свободы, в т.ч. в трудовых армиях и рабочих колониях, и реабилитированными на основе документов о реабилитации».

Согласно этому закону льготы, которыми раньше пользовались лица, пострадавшие от политических репрессий, были заменены ежемесячными пособиями. Их в нашем городе получают 420 человек. Кроме того, 213 человек из числа реабилитированных оформили единовременные денежные компенсации. Некоторым они были выплачены сразу, но потом выплаты были прекращены, и вот только теперь возобновлены, и то с ограничением - можно получить лишь часть суммы. Число «счастливчиков» невелико – меньше 30. А годы идут и многим из этого спецсписка давно за 70 и более лет.

Выселить «по национальным мотивам»
...причиной для высылки в Казахстан у многих обозначено: «незаконное выселение в административном порядке по национальному признаку» (либо в другой формулировке: «по национальным мотивам»). Разница лишь в возрасте, адресе прежнего проживания, в форме наказания и сроках пребывания в положении изгоя. Указание национальности дает представление о масштабах террора. Вот несколько кратких историй балхашских переселенцев.

Абиде Аблятипова, 1923 года рождения, татарка, выслана из Крыма в 1944 году. Реабилитирована в 1996 году. Ее сверстница Денисова (Ковальская) Екатерина Федоровна, украинка, арестована по решению Военного Трибунала Львовского военного округа в 1944 году, приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, освобождена в августе 1954 года. Реабилитирована в 1997 году.

Еремеева (Пользю) София Александровна, 1925 года рождения, полька, выселена из ленинградской области в 1942 году на спецпоселение в карагандинскую область, где состояла на спецучете с 1942 по 1956 годы. Реабилитирована в 1996 году.

Кригер Софья Фридриховна, 1927 года рождения, немка, выселена из Германии в 1945 году вместе с другими членами семьи. С 18 лет до 1956 года состояла на учете как спецпоселенка.

Спрут репрессий выхватывал свои жертвы, невзирая ни на что. Побывал в его щупальцах и И.Сайбель. Его судьба во многом схожа с судьбой поколения и в то же время уникальна по пережитому. Вот как об этом рассказывает сам Иван Сайбель:
— Я родился в 1921 году в Черниговской области. Учился в украинской школе, мечтал стать учителем. В 1940 призвали на службу в армию. Служил в Моршанске, в артиллерии, а потом по моей просьбе в апреле 1941 г. меня направили в военное училище связи в г. Орджоникидзе. Когда началась война, ко мне и другим трем курсантам-немцам отношение изменилось. Я бы сказал, стало настороженным. А в сентябре 1941 г. нас неожиданно вызвали в штаб, откуда, ничего не объясняя, отправили в Ростов-на-Дону, а потом просто погрузили в вагон, и мы почти три месяца ехали неведомо куда.
В октябре привезли в Балхаш, где я был зачислен в трудармию. Жили в бараке в метрогордке, работали по военному режиму, дисциплина была жесткая. В общей сложности в трудармии был до 1945 года, а вот как спецпереселенец числился до 1955 года.

Т.ГРИГОРЬЕВА, Балхаш. («Индустриальная Караганда», 20.08.2005 г.)

 
 

При использовании материалов сайта,
ссылка на www.karlag.kz обязательна!

о проекте  |  обратная связь