Когда отца арестовали, он не верил, что это всерьез
Мой отец был репрессирован в 1937 году и местом заключения ему был определен Карагандинский ИТЛ НКВД СССР, то есть Карлаг, где он и погиб в 1943 году. Отец мой, Пейсах Залманович Гольдберг, 1898 года рождения, в юношеские годы состоял в боевых народных дружинах города Одессы. В 1918 году сидел в тюрьме за отказ служить в армии гетмана Скоропадского. С приходом в Одессу Красной Армии вступил в 45-ю дивизию И.Э.Якира, где был бойцом в дивизионе Котовского. После ранения демобилизовался, за храбрость был награжден именными часами. В 1930 году вступил в ВКП(б).
В это время мои родители переехали в Ленинград и отец устроился сначала кочегаром на Октябрьской железной дороге, потом стал помощником машиниста, машинистом.
В 1937 году отца арестовали. Осудили по ст. 58-10. Отец не верил, что это серьезно, говорил матери, что это ошибка, разберутся и отпустят. Не отпустили.
Нас выкинули из квартиры, мы сняли комнату в пригороде Ленинграда. Мать нигде не брали на работу. Наконец, нашелся смелый человек, взял ее сначала уборщицей в магазин, потом продавцом. Однако, через какое-то время я увидел отца вновь. Как ни странно, ему удалось убежать. Как – не известно, но по его словам, он работал в лагере трактористом, неподалеку проходила железная дорога...
Отец проехал по всем родственникам и всем говорил, что никакой он не враг народа, что ни в чем не виноват. Вероятно, для него было это очень важно, иначе бы он не рискнул сделать такой отчаянный шаг. Родственники предлагали ему свою помощь, уговаривая спрятаться, но он отказался и сказал, что поедет в Москву к самому Вышинскому искать правду. Однако в Москве отца схватили и отправили обратно в лагерь.
Наша семья оказалась в положении прокаженных. От нас все отвернулись, мы были семьей врага народа. Как пережили блокадную зиму, не помню.
Время шло. Я, как и все мои сверстники, учился, вступил в комсомол. На вопрос об отце говорил, что он умер. В анкетах писал: «Отец умер в 1937 году».
Мы, дети репрессированных, живые свидетели тех страшных лет. Нынешнему поколению, не познавшему наших тревог, наверняка родители что-то говорили о том страшном времени.
Я не знаю, что дальше сталось с моим отцом, не знаю, как он умер и где...
З.ГОЛЬДБЕРГ, начальник конструкторского бюро машиностроительного завода «Звезда». Ленинград. 1989 г.
|
|